Власть с женским характером

Дата: .

О появлении нового тренда в российской политике - женщина-губернатор - многие эксперты заявили после недавнего назначения Светланы Орловой врио губернатора Владимирской области. В общем, как они отмечают, это положительная тенденция, которая привнесет в госуправление больше человеческих отношений и, возможно, даст опыт принятия неординарных управленческих решений.

Так ли это? Как женщина чувствует себя на столь ответственной должности, с какими трудностями сталкивается и что ей помогает быть не менее, а иногда - более эффективной в работе, чем мужчина? Об этом мы беседуем с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун. Поводом для разговора послужил небольшой юбилей - 13 апреля исполняется ровно год, как Марина Васильевна приняла губернаторскую присягу.

Марина Васильевна, легко ли женщине занимать такую ответственную должность? Какие женские качества помогают?

Марина Ковтун: Думаю, любому неравнодушному человеку сложно быть губернатором. Хоть женщине, хоть мужчине. Иногда в принятии сложных решений я пользуюсь "козырем" - женской интуицией. Проблему надо не только анализировать логически, но и пропускать через свое сердце, сопоставлять со своими убеждениями. В конце концов, надо помнить, что каждое действие власти отражается на судьбах тысяч и тысяч людей. Думаю, что именно женщина больше способна сопереживать и понимать боль и проблемы других людей. Поэтому, мне кажется, женщина в политике вообще, и женщина-губернатор в частности - ответ на обездушивание власти и госаппарата. Женщина разворачивает власть к людям, делает отношения между властью и людьми комфортнее, мягче. Думаю, это очень важный процесс. Сейчас люди чувствуют власть как некую группу бюрократов, которые общаются с ними через циркуляры и указания. А нам бы всем хотелось, чтобы власть имела душу.

У вас это получается? Что вы для этого делаете?

Марина Ковтун: Я с самого начала была открыта людям. На мой сайт приходят письма, в приемную - обращения. Я лично их читаю и отвечаю. Часто, уже после решения проблемы, звоню людям, узнаю, все ли хорошо устроилось, нет ли каких еще проблем или просьб. Вообще стараюсь, чтобы между мной, как губернатором, и жителями нашего края было меньше посредников и преград. Стараюсь больше ездить по районам, встречаюсь не только с руководителями, но и с рядовыми гражданами, выслушиваю их мнение из первых уст. Каждому обратившемуся стараюсь помочь, и не формально, а с конкретным результатом. Думаю, это правильно. Губернатор должен знать все, что творится в области, быть в курсе всех деталей. Ведь в конечном итоге он отвечает за все, за каждого человека. Правда, к сожалению, даже у губернатора часто не хватает полномочий для решения некоторых вопросов.

Скоро год, как вы стали губернатором. Какие выводы для себя сделали за этот период?

Марина Ковтун: Я раньше не была губернатором и не готовилась им стать. Конечно, приходилось во многое вникать, работать, как говорится, "с колес", на ходу разбираясь в проблемах. Трудно, безусловно. Но, назвался груздем - полезай в кузовок. Учись, вникай, работай. Я сделала один важный для себя вывод: губернатор не столько начальник, руководитель, сколько человек, который несет ответственность за судьбы людей, за их благополучие и спокойствие. И люди на тебя надеются. Поэтому можешь, не можешь, есть полномочия или нет - делай, решай. Хоть в лепешку расшибись.

С чего вы начали? Как расставили приоритеты?

Марина Ковтун: Начинать пришлось с наведения порядка. Слишком много острых проблем скопилось. Особенно в сфере ЖКХ и обеспечения региона топливом. В области за несколько лет была создана целая коммунальная мафия, которая, по сути, залезла в карман каждого жителя Кольского полуострова. Коммунальные компании собирали с людей деньги, а с поставщиками энергоносителей не рассчитывались. Выводили деньги за границу, долги копились и принимали угрожающие размеры для региона. Эту проблему надо было срочным образом решать. Мы создали антикризисный план и приняли ряд решительных мер. С руководителями коммунальных предприятий, замешанных в коррупционных схемах, работу ведут следственные органы. Некоторые из них находятся сейчас за решеткой. Однако окончательно навести порядок в коммунальной сфере еще не удалось. Слишком сильное сопротивление оказывает криминальная система, созданная за годы. Но обязательно доведем дело до конца. В данный момент как раз подбираем специалиста на пост министра энергетики и ЖКХ, который твердой рукой, без оглядки на личности и связи, сможет навести порядок в отрасли.

А, кроме ЖКХ, какие еще острые проблемы требуют неотложного решения?

Марина Ковтун: Еще одна больная тема для области - мазутозависимость. Для Севера вопрос отопления - это вопрос выживания, уюта и тепла в каждом доме. И на этой болезненной для области теме тоже наживались нечистые на руки бизнесмены и чиновники. Завышались закупочные цены. Над областью постоянно висела угроза замерзания, а кто-то цинично обогащался, считая, что бюджетные деньги - ничьи. С поставками мы разобрались, их схему изменили. Сегодня ведем переговоры с "Роснефтью", хотим заключить прямой долгосрочный договор о поставках мазута.

Остается еще проблема - с поставкой газа, которую осуществляет частник-монополист "Мурманскоблгаз". Тут опять "накатанная" схема, потребитель платит, область свои обязательства по компенсации разницы в тарифах выполняет исправно, а газ жителям области поступает с перебоями уже не первый год. Проверкой деятельности "Мурманксоблгаза" сейчас по нашему обращению занимается прокуратура. В ближайшее время мы наведем порядок и в этой сфере.

Недавно стало известно, что в ближайшее время разработка Штокмановского месторождения не начнется. Это как-то повлияло на стратегию развития Мурманской области?

Марина Ковтун: Вы даже не представляете, насколько сильно. Штокман долго был голубой мечтой, главным мостиком в будущее для региона. Жители области много надежд связывали с разработкой этого месторождения. Все перспективные планы развития Кольского края были созданы с опорой на этот проект. Теперь нужно фактически все начинать заново. Ставлю задачу - научиться жить без Штокмана. Предстоит много работы для формирования новой стратегии Мурманской области, но это нужно делать. Недавно я инициировала создание Экспертного совета при губернаторе, в который войдут ученые, опытные уважаемые люди и молодежь, небезразличные люди. Очень надеюсь на их помощь в поиске точек роста.

Без Штокмана, конечно, будет тяжело, но мы справимся. Надо просто любить свой Кольский край и не сдаваться. Мы же северяне, а северяне никогда не сдаются.

Что может лечь в основу новой стратегии жизни региона без разработки Штокмановского месторождения?

Марина Ковтун: Штокман мы не хороним. Просто в ближайшей перспективе не надо ждать манны небесной, а мы должны сконцентрироваться на более реальных проектах.

Одно из важных направлений - добыча редкоземельных металлов. Они, как воздух, необходимы нашей оборонной промышленности. Вопрос развития горнопромышленного кластера мы уже начали обсуждать с вице-премьером Дмитрием Рогозиным и, думаю, скоро должны появиться первые плоды этих переговоров. Сейчас технологии позволяют вернуться к вопросу о ряде новых проектов по добыче полезных ископаемых, которыми богат Кольский Север.

Еще одно направление также касается "оборонки". У нас базируется Северный флот нашего государства, атомные подводные лодки, и мы не без основания рассчитываем, что наши судоремонтные мощности будут задействованы в деле возрождения мощи российского военного флота. А такая стратегическая задача у России есть, это президент четко обозначил. Мурманская область имеет для страны особое, стратегическое значение в военном отношении, у нас граница со страной - членом НАТО...

А более "мирные" проекты развития есть?

Марина Ковтун: Конечно. Некоторые, как говорится, лежат на поверхности. Например, наше рыбное хозяйство. Необходимо вернуть Мурманской области былую славу рыболовецкого региона. Сейчас рыбаки жалуются на неоправданное давление со стороны контролирующих органов. Суда предпочитают заходить в чужие порты, оставляя нас без работы. Это никуда не годится. Считаю, надо дать возможность рыбакам спокойно трудиться и кормить свои семьи. У них тяжелый и опасный труд, проблем хватает и без вмешательства слишком рьяных "проверяльщиков". Надо помочь отрасли в решении ряда других системных проблем - от квот до сбыта. Потенциал у отрасли огромный.

Еще есть Мурманский транспортный узел. Реализация проекта МТУ предусматривает строительство железной дороги на западный берег Кольского залива. Вопрос никак не решался, наверное, лет восемь. Сейчас мы сдвинули дело с мертвой точки. Проект уже прошел экологическую экспертизу и направлен на государственную экспертизу. Через три месяца получим заключение, можно будет обсуждать проект дальше. Обязательно учтем мнение жителей поселка Молочный...

А что МТУ даст Мурманской области?

Марина Ковтун: Развитие нашего морского порта. Порт у нас достаточно мощный, а инфраструктурой обеспечен только на восточном берегу. Но западный берег не имеет достаточной инфраструктуры для перегрузки. Хотя бы потому, что туда не идет железная дорога. В конечном счете реализация МТУ открывает возможности для расширения порта и увеличения грузооборота более чем в 2 раза. А это и новые рабочие места, и увеличение налоговых сборов.

Кроме того, обсуждаем с "Роснефтью" проекты по обеспечению области сжиженным газом. Есть идеи по переводу ряда котельных на электричество, которые сейчас просчитываем с концерном "Росэнергоатом" и Кольской АЭС. Так что планы намечены серьезные, они вполне реальны, работы предстоит много.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6054 от 11 апреля 2013 г.
Александр Алексеев

 


( 1 Голос ) 

Голосование месяца

Укажите главные ресурсы, привлечение которых помогают лидерам и представителям общественных объединений достигать целей по защите прав женщин