Политическое лидерство женщин как фактор формирования эффективной социальной политики в России

Дата: .

 

"Политическое лидерство женщин как фактор формирования эффективной социальной политики в России"

Автор: Овчарова О.Г.

Решение проблем социальной политики в современной России выступает, по сути, одним из ключевых и злободневных вопросов государственного управления. Кроме того, вопросов болезненных, и, как правило, не реализуемых в необходимой степени. Малая эффективность реализации зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов: это и формальность подходов к решению социальных проблем, и меньшее, в сравнении, с другими сферами, финансирование, и, недостаточное наличие непосредственных лоббистов социальных преобразований на уровне принятия государственных решений. Последний из перечисленных факторов выступает ключевым, поскольку решение любой проблемы начинается с ее обнаружения, артикуляции, а затем – адекватной работы по устранению.

В России инициаторами реализации необходимых повседневных потребностей социальной политики, новаторами в их решении традиционно чаще всего выступают женщины. Вместе с тем, в России присутствует и другая традиционная тенденция – гендерная асимметрия политики, свидетельствующая о том, что степень влияния женского участия на динамику современных политических процессов, в том числе и в области социальной сферы – незначительна. А поскольку продвижение социально-политических проектов возможно на уровне государства, то эффективность социальной политики обеспечивает большее количество женщин на тех постах, где и принимаются государственные решения.

Обоснуем эти утверждения.

Прежде всего, как свидетельствует мировая статистика, если в нижней палате парламента страны 30–40% женщин, то эффективнее проводятся вопросы именно социальной сферы, охраны материнства и детства и т.п. – те сферы, которые считаются компетенцией женщины. С этой позиции, как уже говорилось выше, гендерная асимметрия российской политики блокирует полноценную реализацию социальной помощи. Так, согласно данным Межпарламентского союза, в июле 2013 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации среди депутатского корпуса было всего 13,6 % женщин (61 из 450 депутатов). По показателям женского представительства в парламенте Россия занимает в списке Межпарламентского союза из 142 стран 96-е место, разделяя его со Свазилендом – одной из стран Юга Африки [1].

Возражением этому утверждению могут служить вполне логичные доводы о том, что женщины в парламенте будут более поддерживать интересы своей партии. Тем не менее, женщинам-политикам при большем количестве легче консолидироваться и искать «свою нишу» в пространстве мужской политики как раз на основе близких им социальных интересов. И так как женщинам, с момента обретения ими политических прав и получения возможности занимать статусные должности, доверяли и доверяют сейчас руководство именно социальной сферы (как недостаточно престижной в иерархии государственного управления), у женщин накоплен опыт управления в этой области, который они в состоянии максимально и правильно реализовать.

По этим же причинам – наличия у женщин опыта управления социальной сферой (а также на основании гендерной социализации, гендерного разделения труда, гендерных стереотипов), в последние годы возрастает количество граждан, положительно относящихся к политическому участию женщин. Согласно данным опросов российских социологических служб (ВЦИОМа, ФОМа, Левада-центра), россияне допускают женское политическое лидерство, однако степень этого допущения различается в зависимости от уровня власти. Граждане приписывают мужчинам и женщинам различные сферы компетентности. Внешняя политика, армия, бизнес считаются преимущественно делом мужчин, социальная защита, здравоохранение, образование – женщин. Так, по данным ФОМа, ответы на вопрос в социологическом опросе от 13 июля 2007 г.: «На каких постах могут успешно работать женщины?», распределились следующим образом. Женщина, придя в политику, наиболее эффективно может работать в должностях: министра культуры (66% опрошенных), министра здравоохранения (65% опрошенных), министр образования и науки (60% опрошенных) [2]. Устойчивость этих взглядов влияет на шансы женщин быть выбранными и назначенными на ту или иную должность. Следствием подобных представлений и является то, что во властных структурах (и на местном, и на федеральном уровне) женщины чаще занимают должности, связанные с ответственностью за социальную сферу, культуру, здравоохранение, образование.

Локальная информация по нашей стране подтверждается данными международных организаций. Поскольку в России не соблюдается ряд международных положений, и, прежде всего, положения Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, эксперты выделяют ряд ключевых социальных моментов, обостряющихся в этой связи. «Среди кризисных точек следует указать и на недостаточную представленность женщин на уровне принятия решений и отсутствие политики «позитивных действий» по исправлению этого положения; недостаточную эффективность судебной защиты прав женщин (суды практически не рассматривают иски, связанные с проявлениями дискриминации по признаку пола); высокий уровень насилия в отношении женщин в семье и в обществе в целом; рост масштабов торговли женщинами, включая их сексуальную эксплуатацию; отсутствие государственного контроля за распространением в средствах массовой информации сцен и образов жестокого обращения и сексуального насилия в отношении женщин, отсутствие штрафных санкций за размещение рекламы о предоставлении сексуальных услуг; низкие размеры санкций за изготовление и распространение материалов порнографического характера. Женщины в России могут рассчитывать на низкий уровень репродуктивного здоровья, недостаточную информированность о современных средствах и методах контрацепции, отсутствие собственного производства гормональных контрацептивов и их продажу по не всегда доступным ценам» [3].

Присутствие женщин в политике, вместе с тем, означает не только реализацию интересов женщин. Женское политическое лидерство влияет на общее социальное благополучие и означает контроль над социальными проблемами, с которыми сталкивается практически каждый россиянин, а государство приобретает статус и успешность цивилизованных обществ, которые озабочены судьбой мужчин и женщин, где не только существует, но эффективно действует государственная социальная политика.

 

Список литературы:

1. См.: Режим доступа. http: //www.ipu.org/wmn-e/world.htm.

2. См.: Режим доступа. http: //www. fom.ru/obshchestvo/10095

3. См.: Шведова Н.А. Россия в контексте тридцатилетия Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Двойной юбилей «Билля о правах женщин») // Доклады участников V Всерос. конгресса политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». М.: РАПН, 2009. ISBN 978-5-248-00344-0.

Тезисы опубликованы в сборнике Материалов V Международного Конституционного форума, посвященного 20-летию принятия Конституции РФ (Саратов, 12, 13, 17 декабря 2013 г.) «Конституция в эпоху глобализации». Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2014. С. 269-271.


( 0 Голосов ) 

Голосование месяца

Укажите главные ресурсы, привлечение которых помогают лидерам и представителям общественных объединений достигать целей по защите прав женщин