Конференция регионального отделения «Социал-демократического союза женщин России» в Ставропольском крае

Дата: . Опубликовано в Новости регионов

Светлана Чадова, председатель регионального отделения «Социал-демократического союза женщин России» в Ставропольском крае: Сегодня отрасль образования как никогда нуждается в интеграции усилий и совместных действиях общественных организаций и образовательных структур.

В преддверии Форума «Социал-демократического союза женщин России» в Казани 4 сентября 2012 г. состоялась конференция регионального отделения Союза в Ставропольском крае, в которой приняли участие члены Союза, председатель местного отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Советском районе Ставропольского края Владимир Чадов, представители государственной власти Ставропольского края. В основном члены Союза – работники образования, большинство из них – женщины, поэтому обсуждаемые проблемы были актуальны для всех. Все реформы, проводимые государством в отрасли образования, болезненно сказываются именно на них.

С основным докладом выступила председатель регионального отделения «Социал-демократического союза женщин России» в Ставропольском крае, председатель Советской районной организации Профсоюза работников образования Светлана Чадова.

В своём выступлении она отметила, что последние 10 лет отрасль образования постоянно находится в процессе реформирования. Вспомним национальный проект «Образование», концепцию «Новая школа», новый порядок аттестации педагогических работников, новые федеральные государственные стандарты образования, новые системы оплаты труда. Над педагогами всё время проводят эксперименты, не всегда удачные. Такое ощущение, что мы всё время в поиске, но порой тычемся, как слепые кутята из стороны в сторону, порой в прямо противоположную.

И вот:

- уже разрушена советская система образования,

- за рубежом не котируются российские дипломы,

- всеобщее бесплатное образование превращается в платную услугу,

- престиж профессии педагога падает, что уже привело к дефициту педагогических кадров.

Введение НСОТ было направлено на решение этой проблемы путём повышения заработной платы.

На первом этапе кардинального повышения, во всяком случае, в нашем регионе не произошло. Но шаги, предпринятые в 2011 г. хоть и сдвинули этот вопрос с мёртвой точки, но не решили его окончательно. До сих пор ещё есть проблемы и перекосы. Отстаёт от учительской зарплата работников детских садов и, особенно, дополнительного образования.

В Трудовом Кодексе закреплена норма о согласовании с профсоюзом нормативно-локальных актов. Но мы все знаем, как бывает далека действительность от прописанных норм. При введении НСОТ каждое учреждение было вынуждено разрабатывать свои нормативные документы по оплате труда, пусть и на основании примерных. Эта совместная деятельность администрации и профсоюза должна была стать реальным толчком к развитию социального партнёрства на всех уровнях. Но стала далеко не везде.

Положения по оплате труда, по стимулирующим выплатам, критерии качества работы, формы оценочных листов не должны разрабатываться без активного участия профсоюза. И самое главное, члены профкома должны активно работать в управляющих советах, в комиссиях по распределению стимулирующих выплат. Сегодня много говорят о государственно-общественном управлении в образовательном учреждении, о работе управляющих советов. Но давайте признаем, что пришедшие со стороны на заседание этих советов родители, шефы-бизнесмены далеки от знания специфики многих вопросов, тем более, оплаты труда педагогов. Именно профсоюз в этих условиях и является тем самым «общественным контролем». А его порой активно не допускают до этой работы.

В выступлении были обозначены следующие риски для системы образования.

Самый сложный вопрос – это адекватность финансового обеспечения всех программ и проектов. Наибольший объём расходов по социально важным направлениям передан на уровень субъектов РФ. Настораживает мнение о повышении эффективности расходов, производительности труда в бюджетной сфере и существующих резервах. Постоянная практика оптимизации, даже угроза сокращения деструктивно сказывается на качестве учебного процесса. Наверное, во время предыдущей оптимизации мы сократили всех грамотных психологов, раз некому говорить на эту тему. В 2014 году завершается поддержка регионов по повышению заработной платы.Меняются подходы в предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг (с учётом их материального положения).Выполнение задачи повышения оплаты труда педагогических работников ложится в основном на консолидированный бюджет края. Возникает обеспокоенность – будет ли реализована краевая программа развития образования. Министерство финансов сознательно уходит от формулировок о повышении заработной платы, содержащихся в Указе Президента, а делается акцент на стоимости рабочего времени и совокупном доходе преподавателей. Один из вопросов, который предстоит решить – как провести реформу так, чтобы за ростом заработной платы последовало качество работы. В настоящее время идёт процесс формирования культуры оценки качества образования на уровне края, муниципалитетов и отдельных учреждений образования. Да, удалось поднять заработную плату учителям. Да, сегодня она не позорная. Но возникает вопрос. Стали ли они работать лучше? И ещё более глубокомысленный вопрос. А кто умеет диагностировать труд учителя? И как измерить количество и качество затрат педагогического труда?

Учитель должен знать, сколько он будет получать. Базовая часть заработной платы у нас в крае, к сожалению, не высока. А стимулирующие выплаты могут быть, а могут и не быть. Чтобы сильные педагоги пришли в образование, они должны чётко знать, что за свой труд будут получать достойную заработную плату. Погоня за повышением доли стимулирующих выплат – не тот путь, который может создать эффективный контракт.

А наша задача обеспечить прозрачность и открытость отрасли образования и для общества, и для самих участников системы. Ведь несправедливость служит источником социальной напряжённости. Крайне необходимо, особенно на уровне образовательного учреждения, уменьшить материальное необоснованное неравенство.

В крае существует система поддержки молодых учителей. Но этого не достаточно. Конечно, необходимо ускорить реализацию проекта ипотеки для молодых сельских учителей. Обсуждая планы привлечения молодёжи, возникает другой вопрос. Как гарантировать ротацию учителей? Возрастной и гендерный дисбаланс увеличивается с каждым днём. При нынешней пенсии учителю надо работать вечно. Уж не знаю в помощь ли к 1 октября 2012 года должна быть представлена Стратегия развития пенсионной системы.(Для справки – это третья реформа за последние 10 лет).Минтруд предлагает отменить досрочные пенсии работникам бюджетной сферы с учётом повышения им заработной платы. Отменять легко. Создавать сложнее.

Стратегия сохранения здоровья педагогов не разрабатывается. И не учитывается:

* интенсивная голосовая нагрузка;

* выраженное нервно-эмоциональное напряжение;

* напряжение органов зрения;

* частое заражение инфекциями, передающиеся воздушно-капельным путём и т.д.

Современные нормотворцы забывают о том, что труд педагога имеет свои особенности. Для того, чтобы получить пенсию досрочно, необходимо преодолеть нормативный кордон, включая конституционные положения. Мы настаиваем на том, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону. Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Так много и правильно говорится о необходимости рывка в дополнительном образовании, о создании благоприятных условий для дополнительного детского образования. А средства закладываются на далёкий энский год.

В нашем крае, в отличие от других, в рамках реализации проекта по модернизации регулирования системы образования не повышалась заработная плата данной категории работников, следовательно, всё больше наблюдается тенденция консервации низкого, по сравнению со школьными педагогами, уровня заработной платы педагогического персонала организаций дополнительного образования. Сегодня отрасль образования как никогда нуждается в интеграции усилий общественных организаций и образовательных структур.

 

 


( 0 Голосов ) 

Голосование месяца

Укажите главные ресурсы, привлечение которых помогают лидерам и представителям общественных объединений достигать целей по защите прав женщин

Государственные органы власти - 13.6%
Муниципальная власть - 3.7%
СМИ - 19.8%
Люди, объединенные одной идеей - 48.1%
Зарубежные фонды - 2.9%
Бизнес-организации - 2.1%
Волонтеры и НКО-сообщества - 8.2%
Другое - 1.6%

Всего проголосовало: 243
The voting for this poll has ended on: 31 Дек 2017 - 23:00