ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДИКИ РАВЕНСТВА

ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДИКИ РАВЕНСТВА

Дата: .

Автор: Овчарова Ольга Геннадьевна, Доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Государственного специализированного института искусств

Гендерное образование, выступая значимой составляющей процесса учебной подготовки студентов социогуманитарного профиля в вузах, обладает особым мировоззренческим и практическим потенциалом. Его значение заключается в возможности глубокого осмысления проблемы общечеловеческих ценностей прав, свобод и равенства всех людей, несмотря на их различие, и, прежде всего, по гендерному признаку.

Из обозначенных выше образовательных ориентиров гендерного знания очевидно, что материал предлагаемый для изучения и рефлексии может представляться учащимся альтернативным, нестандартным, а порой и противоречащим их взглядам, если те оформлялись под влиянием традиционных гендерных норм. В таком случае перед преподавателем возникает проблема подбора методик обучения, отличных от конвенциональных. И это отличие заключается, прежде всего, в способности обучающего убедить в целесообразности предлагаемых рассуждений о необходимости достижения гендерного равенства. Следует заметить, что несмотря на тот факт, что в настоящее время в России реализация гендерного подхода в образовании осуществляется более благодаря инициативе ряда преподавателей-энтузиастов, нежели на основе системного введения соответствующих нормативов в государственные образовательные стандарты, географический и дисциплинарный охваты читаемых гендерных курсов весьма обширны [см. 2, с. 225–236]. А, следовательно, методический опыт преподавателей весьма значителен. Постараемся обозначить методики гендерного образования.

В наиболее общем виде формы преподавания гендерных дисциплин можно интерпретировать как интерактивные методики и методики равенства обучения (включение в риторику и поведение непосредственно самого преподавателя принципов равенства). Охарактеризуем их.

Необходимость применения интерактивных методов обусловливается, прежде всего, фактом того, что гендерное знание затрагивает базовые ценности и априорно предполагает личностное восприятие изучаемых проблем. Учитывая, опять-таки, возможную специфику восприятия учащимися (вероятность проявлений нигилизма или даже первоначального отторжения предлагаемого материала), в гендерных дисциплинах мало приемлемо применение методов преподавания только в классическом стиле «лекция как монологическое изложение информации» и «семинар как обратная сторона лекции». Оптимальный коммуникационный вариант в гендерном обучении – диалог, направленный на осмысление «себя в мире» и «мира вокруг себя». Реализация этих подходов осуществляется через обращение к мнению аудитории – мини-дискуссий во время лекционного процесса; проведение деловых и ролевых игр, «круглых столов» и фокус-групп; тренингов; сочинения эссе. Весьма продуктивно применение методической триангуляции. В определенной степени стимулирующей и раскрепощающей для проведения гендерных занятий становится внеаудиторная форма их проведения. В условиях вне ограничивающих рамок вузовской аудитории увеличивается вероятность откровенности в позициях и мнениях, большего анализа собственного опыта. Последнее крайне важно для гендерного образования, которое, по сути, опирается на перманентное обращение обучающегося к событиям своей биографии. Каждый из обучающихся под влиянием той или иной обсуждаемой темы, может обратиться мысленно к аспектам личной жизни, связанным с дискриминацией, несправедливостью, несоблюдением прав или проблемой выбора между гендером/полом и высказать результаты самоанализа.

Обращение к методикам равенства обучения и концентрация внимания преподавателя на собственных манерах изложения материала и общения с аудиторией вызвана стоящей перед ним задачей – сформировать понимание необходимости гендерного равенства и воспитании адекватных оценок гендерных различий. Наиболее отчетливо такие требования (в виде вопросительных предложений к преподавателю) содержатся в «проверочных листах для включающего обучения», разработанных западными педагогами. Полностью их можно прочесть в работах Е.Р. Ярской-Смирновой. В данном случае, для иллюстрации сказанного выше, остановимся на двух примерах: «в текстах лекций и в содержании курсов говорите ли Вы на гендерно нейтральном языке и используете ли его в текстах, применяете ли слова с отношением к обоим полам, не взирая на интенции автора текста?; во время интеракций в учебной аудитории осознаете ли Вы, что у Вас могут быть гендерные… предрассудки в отношении успеваемости студентов? Кого из студентов Вы зовете по имени? Почему?» [3, с. 20–22].

Обозначенные вопросы представляют собой тот необходимый формат общения с обучающимися, способствующий осознанию гендера не только как категории стратификации, а как культурной характеристики, обладающей равной ценностью вне зависимости от социальных норм и стереотипов.

Кроме того, понимая, что зачастую определенная часть аудитории (как правило, мужская) может относиться к предлагаемым темам либо скептически, либо настороженно, преподаватель должен в случае возникновения дискуссии соблюдать корректность в ее проведении, не представляя свои аргументы как «истину в последней инстанции» и манкируя альтернативное мнение учащегося. Базовыми принципами проведения дискуссии во время занятий по гендеру, на наш взгляд, выступают правила ведения спора, озвученные Д.С. Лихачевым. «1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждении противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника» [1, c. 38]. Не придерживаясь этих правил, преподаватель только лишится ряда учеников и интереса к предмету у остальных.

Таким образом, методики обучения, применяемые в гендерном образовании должны соответствовать непосредственно его концепции –философии и практики равенства. Тогда методики равенства позволят пересмотреть традиционные гендерные нормы и ценности и сформировать алгоритмы социального взаимодействия в пределах норм гендерного равенства.

 

Библиографический список

1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985. 207с.

2. Лунякова Л.Г. Развитие и распространение гендерных знаний и гендерного образования в России. Вклад МЦГИ // Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России. Сб. матер. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 225–236.

3. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М.: ИНИОН-РАН, 2001. 254 с.

Полный текст см. в журнале «Женщина в российском обществе», 2011. № 4.

 


( 1 Голос ) 

Голосование месяца

Укажите главные ресурсы, привлечение которых помогают лидерам и представителям общественных объединений достигать целей по защите прав женщин