О необходимости развития национальных механизмов внедрения женщин в политику и управление в Республике Марий Эл: состояние и проблемы на примере Республики Марий Эл

Дата: .

Валентина Марченко, журналист (Республика Марий Эл)

В нашей стране бытует мнение, что занятие политикой, по большому счету, не дело для женщины. К женщинам, занимающимся политикой, предъявляются требования гораздо более высокие, чем к политикам-мужчинам.

В общей численности работников, занимающих государственные должности на средних этажах органов власти, женщины составляют 70,6%, мужчины - 29,4%. Именно эти женщины на российской государственной службе участвуют в решении многочисленных жизненно важных для людей вопросов. Они наиболее близки к населению и много делают, для оказания посильной помощи, однако, в большинстве своем они выполняют только исполнительские функции. В качестве примера, можно привести тот факт, что в органах соцзащиты Горномарийского района Республики Марий Эл работают и оказывают помощь социально неблагополучным или малообеспеченным семьям исключительно женщины и именно они видят реальные масштабы бедственного положения этих семей. К сожалению, в российской политической практике мужчинам принадлежат глобальные решения, женщинам - их тяжелые социальные последствия.

Мировой опыт парламентаризма показал: если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам - это затрудняет принятие законов в защиту детей. Сколько раз уже приходилось слышать сетования матерей по поводу унизительно низких детских пособий, в Республике Марий Эл – это примерно 140 рублей на одного ребенка. Кроме того Марий Эл – один из регионов, где только с июля текущего года семьи с тремя детьми были официально признаны многодетными.

Если в парламенте страны 20-30% мест станет принадлежать женщинам, можно будет надеяться на более быстрое и реальное проведение в жизнь программ, отражающих интересы женщин.

Такие качества, как смелость, инициативность, предприимчивость, обостренное чувство социальной справедливости, ответственность за будущее своих детей, а, значит, и своей страны, должны быть востребованы государством и обществом.

В этом смысле не является исключением и ситуация, сложившаяся в Республике Марий Эл. Если сопоставить соотношение женщин и мужчин во всех уровнях законодательной власти, то можно заметить устойчивую тенденцию к уменьшению представительства женщин в высших властных структурах. В муниципальных собраниях депутатов, представляющих интересы отдельных сельских поселений, большинство – за женщинами (к примеру, в Горномарийском районе). Однако многие их инициативы не находят должного применения по той простой причине, что на местном уровне у муниципалитетов – больше полномочий и обязанностей, нежели финансового обеспечения для реализации этих инициатив. Да и сами женщины-депутаты в большинстве своем – работники социальной сферы. Сам факт желания женщин выдвигать свои кандидатуры в местные собрания депутатов говорит о том, что женская часть общества готова к участию в политической жизни. В сельской местности зачастую женщины остаются один на один перед насущными проблемами и по той простой причине, что экономически активная часть мужского общества вынуждена искать заработки на стороне, в больших городах. Именно женщины держат всю социальную сферу, школы, детские сады, больницы, учреждения культуры, работают на самых низкооплачиваемых должностях, и в то же время остаются хранительницами родной земли и семейного очага.

Если подняться на ступеньку выше, в районное собрание депутатов Горномарийского района Республики Марий Эл, здесь картина начинает меняться в пользу мужчин. Соотношение составляет 50%-50%. Однако лишь немногие из них осмеливаются противоречить вектору, заданному исполнительной властью. Ибо большинство этих женщин – руководители муниципальных учреждений, школ, детских садов, учреждений культуры, которые боятся потерять свои должности и осознают, что финансирование вверенных им объектов напрямую зависит от лояльности властям. К тому же в трудовых договорах с ними внесен пункт, что, являясь госслужащими, они не вправе противоречить государственной политике, высказывать оппозиционные требования. В противном случае, им грозит расторжение договора. В числе же немногих свободомыслящих могут быть, к примеру, те женщины, которые работают в независимых коммерческих структурах (они в состоянии оказывать поддержку в продвижении самых различных демократических инициатив) или вышедшие на пенсию лица с активной жизненной и гражданской позицией. Одна из таких - депутат Горномарийского собрания депутатов – Ангелина Павловна Асланова, в прошлом заведующая детским садом - «Изи му:кш» («Пчелка»). Она согласна с тем, что в настоящее время в марийской деревне женщина занимает лидирующие позиции, принимает решения, берет ответственность за благополучие своей семьи, при этом менее подвержена девиантной модели поведения, ведет здоровый образ жизни. Стоит отметить, что тенденция к алкоголизации мужской части населения сохраняется, особенно в тех сельских поселениях, где нет крупных сельхозпредприятий (не каждому суждено быть фермером). Ангелину Павловну в частности очень беспокоит тот факт, что на селе резко сокращается поголовье крупного рогатого скота по причине нерентабельности. Социальные последствия такой политики не заставят себя долго ждать, с точки зрения традиционного уклада на селе появляется прослойка бездельников, зарабатывающих на стороне, а дома в деревне отдыхающих. Государство недостаточно поддерживает частный сектор. Поощрения и дотаций заслуживают уже те, кто держит 2-3 коров, а не только 10. Ведь по большому счету тот, кто в состоянии содержать 10 коров, уже твердо стоит на ногах. Те же у кого одна – избавляется от нее и уезжает на заработки. Причем, иногда в семьях с детьми (особенно в тех, где не решены жилищно-бытовые проблемы), это делают оба родителя, оставляя детей на попечение бабушек и дедушек. В тех же семьях, где женщина остается дома, начинаются проблемы межличностного характера, разрушаются семьи, а в целом, - весь традиционный уклад деревенской жизни. Если раньше, к примеру, в горномарийской деревне существовала традиция под названием «вима:» - по-соседски строить дома друг другу по очереди, то теперь заметней тенденция к индивидуализации, следом за которой появляется зависть и нетерпимость к чужим успехам.

Женщин в Республике Марий Эл волнует страшное расслоение общества. Зарплата воспитателя детского сада составляет 4600 рублей. За эти деньги женщина каждый день ходит на работу, отдает всю себя детям, воспитывает их. При этом сталкивается с тем, что общество навязывает детям совсем иные ценности. К примеру, в последнее время школьники считают профессию педагога одной из самых не престижных. В беседе с некоторыми из юных девушек выяснилось, что они хотят учиться в полицейской школе.

Здесь уместно заметить, что, если говорить о двойных стандартах оплаты труда, то сейчас именно резкий рост зарплат у сотрудников внутренних дел является одним из факторов роста социальной напряженности и еще большего расслоения общества. Полицейские получают, может быть, чуть меньше высоких чиновников. Одна из женщин резонно задала риторический вопрос: «Чем я, жена простого работяги, выращивающего хлеб, хуже жены полицейского? Почему мои дети должны с малых лет мириться с понятием социальной несправедливости?» и попросила передать свое возмущение нынешней политикой государства.

И, наконец, возвращаясь к теме представительности женщин, скажем, что в Госсобрании РМЭ 53 депутата – мужчины и 7 – женщины. Как видим, только десятая часть. Из этих 7 шестеро – депутаты «Единой России» и только одна представляет КПРФ. Стоит ли тогда удивляться, что семьям с 3 детьми пришлось так долго ждать признания их многодетными. А если заглянуть повыше, то в нынешнем созыве Марий Эл в Госдуме представляет Владимир Щемякин, накануне думских выборов занявший по итогам так называемого «праймериз» 2-е место в партийном списке «Единой России». В деловых качествах его никто не сомневается, он поддерживает финно-угорское движение, недавно участвовал в Международном финно-угорском конгрессе в Венгрии, выступил там с рядом конструктивных предложений. Однако следует заметить, что Лариса Яковлева, представитель народа мари, уроженка республики, депутат прошлого созыва, нынче осталась за бортом. Большинство простых избирателей, особенно жители глубинки, голосуя за «Единую Россию» полагали, что отдают голоса именно Ларисе Яковлевой. Но картина сложилась по-иному.

Исходя из того, что женщины Марий Эл остаются наименее защищенной категорией граждан, следует, что национальные и универсальные механизмы внедрения их в политику и управление должны состояться. Перспективы для этого есть.

В заключение хочу познакомить вас с древнемарийской мифологией, в которой женщине отведено почетное место.

Однажды весной верховный бог Юмо отправил свою дочь Юмынyдыр по шелковой лестнице на Землю пасти скот. У родника с кристально чистой водой пастушка встретила красивого парня мари. Они полюбили друг друга, но разница положений не позволяла им соединить судьбы. Юмынyдыр предложила мари выкрасть ее, оставив на месте встречи платок – вероятно, этим объясняется проведение молений около источников и приношение на них платков и полотенец. Юмо разгневался на первого человека и наслал на Землю неурожай, голод и смерть. Однако через три года, когда молодые пришли к нему с ребенком на руках, верховный бог подобрел и простил их: так от союза дочери Юмо и первого мужчины появился марийский народ. Этот миф находит прозрачные параллели в мифологии других финно-угорских народов, например, у коми дочь бога Ена Зарань, спустившаяся по радуге на Землю, предпочла жизнь с молодым охотником Перой благополучию на небесах – они стали прародителями народа коми. Если же провести параллели с современностью, то в настоящее время женщины занимают лидирующие позиции в такой родственной стране, как Финляндия.

Далее миф повествует о том, что младший брат Юмо Керемет завидовал мари и сам хотел жениться на Юмынyдыр. Он растерзал тело первого мужчины и разбросал его останки над Землей. На местах падения праха погибшего выросли березы и дубы, которые особо почитаются в священных рощах марийцев. Юмынyдыр окончательно переселилась на Землю для воспитания своего сына. Она стала покровительницей марийских женщин, научила их жить в гармонии с миром, растить детей, ткать и вышивать, вязать и прясть. Поэтому вплоть до недавних времен женщина-марийка занимала достаточно высокое положение в традиционной семье. По представлениям марийцев, Юмынyдыр прядет нитки, ее прялкой является ось мира, а веретеном – звезда. Своей работой дочь Юмо приводит в движение весь мир.

Этот миф еще раз доказывает, что в менталитете марийского народа женщина занимает очень важное место. Подтверждают это и археологические раскопки. «Захоронения женщин – литейщиц на марийских могильниках встречаются вплоть до 13 века, - читаем в книге «К истокам марийского искусства» докторов исторических наук Татьяны и Валерия Никитиных. - Женщины-литейщицы занимали особое социальное положение в обществе». Сегодня большинство марийцев – православные христиане, но на очень глубоком ментальном уровне историческая память у них все же сохранилась. Поэтому хочется верить, что женщины в Марий Эл еще скажут свое слово.

 


( 5 Голосов ) 

Голосование месяца

Укажите главные ресурсы, привлечение которых помогают лидерам и представителям общественных объединений достигать целей по защите прав женщин

Государственные органы власти - 13.6%
Муниципальная власть - 3.7%
СМИ - 19.8%
Люди, объединенные одной идеей - 48.1%
Зарубежные фонды - 2.9%
Бизнес-организации - 2.1%
Волонтеры и НКО-сообщества - 8.2%
Другое - 1.6%

Всего проголосовало: 243
The voting for this poll has ended on: 31 Дек 2017 - 23:00