23 апреля 2012 года Круглый стол «Как остановить коммерциализацию детского дополнительного образования»

Дата: .

23 апреля 2012 года в Библиотеке Искусств им. А.П.Боголюбова состоялся круглый стол «Как остановить коммерциализацию образования».

Депутаты муниципальных образований г.Москвы, преподаватели школ и вузов, члены общественных организаций и эксперты попытались ответить на вопросы: доступно ли сегодня детское досуговое образование в Москве, всегда ли это образование бывает качественным и востребованным, а также каковы возможности муниципальных властей в организации детского досуга и отдыха. Как известно, 1 июля 2012 года заканчивается переходный период, и ФЗ-83 «О переходе федеральных бюджетных и автономных учреждений на новый порядок финансового обеспечения и оказания государственных услуг» вступает в полную силу. Изменится порядок финансирования всех бюджетных учреждений. В связи с этим участники круглого стола обсудили возможности снижения рисков и издержек, которые уже сегодня довольно сильно проявляются, в том числе, и в организации работы учреждений дополнительного образования.

«Если в социальном государстве во властных органах находится менее 25% женщин, то ставится вопрос, является ли на самом деле это государство социальным. Вероятнее всего этим и объясняется интерес участниц круглого стола и организовавшего это мероприятие Социал-демократического союза женщин России к сложной социальной проблеме – образованию детей», – отметила в своем выступлении Председатель Социал-демократического союза женщин России Наталия Великая. «Коммерциализация детского досугового образования – это сегодня уже свершившийся факт», – констатировала она.

Депутат Государственной Думы, член фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Татьяна Москалькова обратила внимание участниц круглого стола на волну «школьного насилия» буквально захлестнувшую в последнее время страну и сайты сомнительного содержания, наносящие глубокий моральный вред несовершеннолетним гражданам России. «Это прямое следствие того, что нашим детям недоступны формы досугового образования несовершеннолетних – кружки, секции, центры детского творчества и т.д.», – отметила в своем выступлении парламентарий. По мнению депутата, с одной стороны таких форм детского образования явно недостаточно, а с другой во многих семьях просто нет средств для оплаты занятий своего ребенка в кружках и секциях.

В качестве частичного решения такой проблемы, депутат предлагает использовать материнский капитал не только для улучшения жилищных условий, например, или на бытовые нужды ребенка, но и на оплату дошкольного и досугового образования. А чтобы гарантировать целевое расходование этих средств, парламентарий предлагает организовать специальные комиссии для рассмотрения спорных вопросов, связанных с расходованием материнского капитала.

Татьяна Москалькова предложила также освободить меценатов, благотворителей и спонсоров от уплаты налогов на ту сумму, которую они жертвуют школам, центрам детского дошкольного образования и детского творчества, а также снизить арендную ставку для детских спортивных сооружений и учреждений. «Сейчас много говорят о русской идее, о национальной идее. Но нет важнее идеи, чем наши дети», - закончила свое выступление Татьяна Москалькова.

В ходе дискуссии эксперт Института экономики города Марина Маслова затронула проблему отсутствия единых критериев, по которым могли бы оцениваться платные услуги по предоставлению образования, которые в скором времени будут введены по всей стране по известному ФЗ-83. Также она рассказала о мерах, которые нужно предпринять, чтобы избежать повальной коммерциализации образования.

Президент Творческого объединения ЮНПРЕСС Сергей Цымбаленко внес предложение о запрещении на законодательном уровне требовать оплату за посещение ребенком секций, кружков и т.д., если у его родителей нет на это денег.

В обсуждении принимали участие Председатель регионального отделения Социал-демократического союза женщин России в г.Москве, председатель попечительского совета Фонда «Мир искусству» Татьяна Кахидзе, а также сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования"УЧИТЕЛЬ" Андрей Демидов, затронувший вопросы законодательных новации властей и судьбу дополнительного образования в России. Член Президиума Социал-демократического союза женщин России Марина Милованова обратила внимание собравшихся на то, что главный слоган Социал-демократического союза женщин России «За социальную демократию и прогрессивное общество» в контексте обсуждаемой темы означает, что не может быть прогрессивного общества без социальной демократии, без активного участия самих граждан в процессе принятия решений. Это актуально, тем более, на муниципальном уровне. В связи с чем муниципальным депутатам, общественным организациям необходимо работать в направлении расширения полномочий муниципальных депутатов г.Москвы, где практически не действует 131-ФЗ, а также применять в своей работе различные формы и методы общественного контроля: общественные слушания, общественные обсуждения, общественные экспертизы, общественный мониторинг, общественные расследования, общественные проверки.

Гостем круглого стола стала Руководитель филиала Фонда Розы Люксембург в Москве Тина Фарни.

В ходе обмена мнениями руководителей и представителей общественных организаций, работников досуговых центров и учреждений дополнительного образования, ученых и экспертов было принято решение создать рабочую группу, а выработанные в ходе круглого стола рекомендации направить руководителям фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе и в Правительство г. Москвы.

В адрес участников круглого стола поступили Рекомендации по теме развития спортивно-досуговой деятельности с детьми и молодёжью, подготовленные к Докладу «Открытого Правительства» Президенту РФ 15 апреля 2012 года, разработанные в Общественной палате РФ от члена Общественной палаты РФ, Председателя Правления РОО «Право ребенка» Бориса Альтшулера. Приводим их ниже.

 

Тезисы по теме «Дети и реформа социальной сферы» (Раздел 6)
для Доклада «Открытого правительства» Президенту РФ 15.04.2012 и
для Национального плана (стратегии) действий в интересах детей

6. Общедоступная спортивно-досуговая деятельность детей и молодежи.

Главные проблемы в этой сфере: законодательное отстранение субъектов РФ от поддержки учреждений дополнительного образования; развал спортивно-досуговой деятельности по месту жительства; коммерциализация, лишившая досуга большинство детского населения России.

Некоторые рекомендации Общественной палаты РФ в этой сфере:

6.1. Внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части передачи финансовой ответственности за организацию предоставления дополнительного образования с муниципального района и городского округа бюджетам субъектов Российской Федерации. Также в проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внести изменения, предусматривающие, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится и «финансовое обеспечение государственных гарантий гражданам на получение дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования».

Правительству Российской Федерации:

6.2. Разработать целевую программу в сфере дополнительного образования детей и молодежной политики, предусматривающую:

- учреждение именного сертификата (ваучера) дополнительного образования, средства которого, обеспеченные бюджетами субъектов РФ, будут гарантировать доступ к дополнительному образованию детям из малоимущих семей. Это также позволит привлечь в сферу дополнительного образования социально ориентированные некоммерческие инициативы;

- меры по повышению заработной платы работников системы дополнительного образования в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики;

- повсеместное обеспечение общеобразовательных организаций (школ) материально-техническим ресурсом дополнительного образования (лыжи, коньки, хоккейные площадки, футбольные поля и т.п.);

- строительство полноценных детско-юношеских спортивных школ, домов молодежи, спортивных комплексов в каждом муниципальном образовании и создание материально-технической базы для организации содержательного досуга и развития творчества детей и молодежи на местах;

- включение в Национальный проект «Образование» в качестве значимой компоненты федеральной поддержки модернизации и оснащения учреждений дополнительного образования.

6.3. Поручить Министерству образования и науки РФ:

- разработать нормативную базу указанных выше именных сертификатов (ваучеров, целевых потребительских субсидий физическому лицу) дополнительного образования для детей от 5 до 17 лет на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования;

- исключить из числа критериев успешности деятельности общеобразовательной организации показатель спортивных побед учащихся; включить в число критериев успешности деятельности школы показатель степени охвата учащихся спортивно-оздоровительной деятельностью.

6.4. Поручить Министерству регионального развития РФ:

- установить, что важнейшим показателем благоустройства территории должно быть наличие материально-технического и кадрового обеспечения организации досуга и творчества детей и молодежи по месту жительства;

- дополнить перечень должностей служащих, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, должностью «Педагог-организатор воспитательной, оздоровительной, досугово-спортивной работы по месту жительства»;

- установить размер (1-2%) отчислений от оплаты услуг ЖКХ на организацию культурно-воспитательной и досугово-спортивной работы;

- включить в «Национальный стандарт благоустройства» и в «Методические рекомендации по благоустройству территорий муниципальных образований» нормативы площади встроенных (пристроенных) помещений, необходимых для размещения в объектах недвижимого имущества, в том числе непосредственно в жилых домах, объектов социального назначения: детских, подростковых и молодежных клубов, помещений для организации спортивной, кружковой работы;

- включить в «Национальный стандарт благоустройства» обязательность создания на территории муниципальных образований спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых комплексов для детей и молодежи, включая спортивные площадки во дворах, детско-юношеские летние лагеря.

 




( 0 Голосов ) 

Голосование месяца

Укажите главные ресурсы, привлечение которых помогают лидерам и представителям общественных объединений достигать целей по защите прав женщин